Случай из моей практики. Регистрация места проживания членов семьи военнослужащего у родителей и включение в список на предоставление служебных жилых помещений.
В своей практики я неоднократно сталкиваюсь с ситуациями, при которых жилищные органы отказывают членам семьи военнослужащих во включении в список для предоставления служебных жилых помещений, в связи с регистрацией места их проживания в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности родителям и другим родственникам.
С такой проблемой, ко мне обратился Клиент, супруга которого и четверо детей были зарегистрированы (прописаны) в жилом помещении родителей, в связи с чем ему было отказано во включении их в список на предоставление служебного жилья.
Ситуация усложнялась тем, что отказ во включении принимался не однократно и на момент обращения ко мне, истекли сроки исковой давности для обжалования действий жилищного органа.
Мной была формирована правовая позиция по данному вопросу, собраны и поданы в жилищный орган новые документы, подтверждающие не проживание супруги Клиента и её детей в жилом помещении, принадлежащем матери.
Однако, 1 Отделом (г. Севастополя) ФГКУ «Южное управление жилищного обеспечения» Российской Федерации было отказано во включении членов семьи военнослужащего в список для предоставления служебного жилья.
Свои действия, связанные с отказом в включении членов семьи Клиента в список на предоставление служебных жилых помещений, жилищный орган мотивировал тем, что они добровольно выехали из ранее занимаемого ими жилого помещения, принадлежащего на праве собственности матери супруги военнослужащего, что свидетельствует о злоупотреблении своим правом.
Мной было подготовлено и подано в Севастопольский гарнизонный военный суд административное исковое заявление об обжаловании вышеуказанных действий, суть которого сводилась к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются по установленным этим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах.
Порядок обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями регулируется Инструкцией о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее — Инструкция).
Согласно п. 2 Инструкции для получения служебного жилого помещения военнослужащему следует подать заявление в структурное подразделение уполномоченного органа, к которому приложить необходимые документы.
Из указанных положений нормативных правовых актов следует, что условиями обеспечения военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, служебными жилыми помещениями по месту прохождения военной службы является их необеспеченность жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, и подача заявления о желании реализовать указанную социальную гарантию.
Клиент в установленном порядке обратился с соответствующим заявлением в жилищный орган в 2015, 2016, 2019, 2020 году при отсутствии права пользования жилым помещением, находящегося в собственности матери его супруги.
Кроме этого, учитывая то, что члены семьи никогда не вселялись и не проживали в жилом помещении, принадлежащего матери супруги военнослужащего, право пользования этим жилым помещением не возникло.
Следовательно, на момент подачи заявления с просьбой о включении членов семьи в список на предоставление служебных жилых помещений, члены семьи военнослужащего по своему статусу и жилищным условиям соответствовали требованиям, установленным ч. 2 ст. 99 ЖК РФ и п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», что свидетельствует о незаконности действий жилищного органа.
Во время рассмотрения дела в суде, решением заместителя начальника территориального отдела «Севастопольский» филиала «Крымский» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации ранее принятое решение об отказе во включении членов семьи Клиента отменено.
Решением заместителя начальника территориального отдела «Севастопольский» филиала «Крымский» ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации от 22.04.2021 г. члены семьи Клиента (супруга и четверо детей) включены в список на предоставление служебных жилых помещений.
Определением Севастопольского гарнизонного военного суда от 17.05.2021 г. производство по административному исковому заявлению Клиента прекращено, в связи с жилищный орган в добровольном порядке отменил оспариваемое решение и члены семьи военнослужащего приняты на жилищный учет.
Таким образом, в настоящее время Клиент имеет право на предоставление служебного жилого помещения значительно большей площади, и соответственно выплату компенсации за поднаем жилого помещение в большем размере.