Отказ военнослужащего от служебной жилья и выплата компенсации за наём жилого помещения.

Отказ военнослужащего от служебной жилья и выплата компенсации за наём жилого помещения.Отказ военнослужащего от служебной жилья и выплата компенсации за наём жилого помещения.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 5 ст. 2 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ N 76-ФЗ) предусмотрено, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей.
Пунктами 1 и 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений, которые предоставляются самим военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей. Военнослужащим до получения жилых помещений предоставляются по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрено право военнослужащего и членов его семьи на предоставление служебных жилых помещений, а в случае отсутствия свободных помещений получения компенсация за наём жилого помещения.
Порядок выплаты такой компенсации определен Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909, Инструкцией об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утверждённой Приказом Министра обороны РФ от 27.05.2016 N 303 «Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений»
В 2018 г. ко мне обратился военнослужащий, который вместе с членами семьи был принят на учёт нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений, и которому в связи с отсутствие по месту прохождению воинской службы свободного служебного жилья, выплачивалась компенсация за наём жилого помещения.
В ноябре 2017 г. ему было предложено служебное жилое помещение – однокомнатная квартира, однако военнослужащий вынужден был отказаться от предоставляемого служебного жилья в связи с несоответствием его площади установленным законодательством нормам предоставления служебных жилых помещений.
Филиалом Федерального казённого учреждения «Управления Черноморского флота- 91 финансово- экономическая служба» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФЭС) моему Клиенту была прекращена выплата компенсации за наём жилого помещения, в связи с его отказом от предложенного ему ранее служебного жилого помещения.
Мной был проанализирован отказ ФЭС на предмет соответствия действующему законодательству Российской Федерации, с учётом сложившейся на тот момент судебной правоприменительной практики.
По результатам рассмотрения, подготовлено и подано в Севастопольский гарнизонный военный суд административное исковое заявление об обжаловании действий органов военного управления, связанных с прекращением выплаты компенсации за наем жилого помещения.
Доводы, изложенные в исковом заявлении и собственно сама правовая позиция, основывалась на ст. 15.1 ФЗ N 76-ФЗ и п. 3, 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утверждённой Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее – Инструкция №1280), согласно которых служебные жилые помещения должны предоставляться военнослужащими и членам их семей, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения — 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Однако при рассмотрении дела, суд первой инстанции посчитал, что вышеуказанные правовая позиция не основывается на нормах действующего законодательства. Севастопольский гарнизонный военный суд счёл необходимым при определении нормы предоставления служебных жилых помещений, руководствоваться с ч. 1 ст. 106, ч.1 ст. 105 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), согласно которых жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.
При этом суд первой инстанции применил вышеуказанные жилищные нормы по аналогии к служебным жилым помещениям, что по мнению автора, является незаконным.
При рассмотрении дела было установлено, что предлагаемая Клиенту однокомнатная квартира соответствовала нормам установленных ЖК РФ, так как нуждаемость военнослужащего и членов его семьи составляла 24 кв.м. жилой площади (4 чел.*6 кв.м.), а жилая площадь квартиры составила 25,3 кв.м.
По результатам рассмотрения вышеуказанного дела, Севастопольским гарнизонным военным судом было вынесено решение от 09.04.2018 г., которым исковое заявление удовлетворенно частично, присуждена к взысканию компенсация за наём жилого помещения за период с 1 по 16 ноября 2017 г. (по день отказа от предложенного служебного помещения).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, мной была подготовлена и подана апелляционная жалоба, однако апелляционным определением Северо-кавказского окружного военного суда от 04.07.2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Следовательно, в настоящее время судебная правоприменительная практики сложилась таким образом, что при определении нормы предоставления служебного жилого помещения необходимо руководствоваться шести квадратными метрами жилой площади на одного человека.
По мнению автора, такие выводы судов являются незаконными и по меньшей мере, противоречащие здравому смыслу, в связи с чем в настоящее время вышеуказанные судебные акты обжалуются в кассационном порядке.
С целью восстановления нарушенных прав военнослужащего, по моей рекомендации, Клиент обратился в 1 Отдел Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ЮРУЖО) с запросом о наличии свободных служебных жилых помещениях и предоставления ему такового.
Согласно письменного ответа ЮРУЖО ему было отказано в предоставлении служебного жилья, поскольку не имелось свободных жилых помещений.
Также, по моей рекомендации, Клиент обратился повторно с рапортом о выплате ему компенсации за наем жилого помещения.
Однако, командиром войсковой участи было отказано в такой выплате, поскольку Клиент ранее отказался от предложенного ему служебного жилого помещения.
С целью обжалования вышеуказанного отказа, мной было подготовлено административное исковое заявление и надлежащим образом предоставлены интересы в суде первой инстанции.
Решением Севастопольского гарнизонного военного суда от 24.10.2018 г. вышеуказанное исковое заявление удовлетворенно в полном объёме, признаны незаконными действия командира войсковой части, связанные с отказом в назначении и выплате компенсации за наем жилого помещения, возложена обязанность обеспечить выплату компенсации с 22.06.2018 г.
При этом суд первой инстанции обратил внимание на то, что поскольку служебное жилое помещение, от которого отказался Клиент, предоставлено иному военнослужащему и в данный момент не имеется другого свободного служебного жилья, он имеет право на выплату денежной компенсации за наем жилого помещения.
Таким образом, учитывая вышеизложенное возможно сделать следующие выводы:
1. При предоставлении военнослужащему служебного жилого помещения, жилищная норма составляет шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.
2. В случае предоставления служебного помещения, жилая площадь которого будет составлять менее шесть квадратных метра на человека и отказа военнослужащего от него, основания для прекращения выплаты компенсации за поднаем жилого помещения отсутствуют.
3. При предоставлении служебного жилого помещения, жилая площадь которого будет составлять более шесть квадратных метра на человека, военнослужащий будет иметь право на выплату компенсации за наем жилого помещения в случае, если ранее предложенное ему служебное жильё распределено иному лицу и отсутствуют свободные служебные жилые помещения.
P.S. Указанные в данной статье выводы сделаны исходя из судебной правоприменительной практики, которая сложилась на момент её написания и не совпадают с мнением автора. Возможно, в дальнейшем судебные инстанции изменят свою правовую позицию, о чём я в обязательном порядке поставлю Вас в известность.
Отказ военнослужащего от служебной жилья и выплата компенсации за наём жилого помещения.Отказ военнослужащего от служебной жилья и выплата компенсации за наём жилого помещения.Отказ военнослужащего от служебной жилья и выплата компенсации за наём жилого помещения.

 

Смотрите также:  Выплата страхового возмещения членам семьи военнослужащего, уволенного с военной службы