Возможно ли стать на учет, для предоставления служебных жилых помещений, военнослужащим и членам их семей, которые ранее были зарегистрированы в жилых помещениях у родственников?

Возможно ли стать на учет, для предоставления служебных жилых помещений, военнослужащим и членам их семей, которые ранее были зарегистрированы в жилых помещениях у родственников?

В последние годы актуальной проблемой для военнослужащих является отказ во включении либо исключение из списков на предоставление служебных жилых помещений, в связи с регистрацией в жилых помещениях принадлежащих родственникам (родителям, теще, свекрови и т.п.). Отказ в принятии в соответствующие списки, также влечет не выплату денежной компенсации за поднайом жилого помещения.

При этом уполномоченный жилищный орган аргументирует свой отказ ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно считает, что военнослужащий либо члены его семьи злоупотребили своим правом, добровольно отказавшись от пользования жилыми помещениями, принадлежащих их родственникам.

К сожалению, судебные инстанции Российской Федерации в большинстве случаях поддерживают такую позицию уполномоченных жилищных органов.

По моему мнению, вышеуказанные действия уполномоченных жилищных органов и соответствующие судебные решения, являются незаконными по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации
специализированные жилые помещения предоставляются по установленным этим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 15 Федерального закона «О
статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах.

Смотрите также:  Отпуск супругам военнослужащих

Порядок обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями регулируется Инструкцией о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280 (далее — Инструкция). Согласно п. 2 Инструкции для получения служебного жилого помещения военнослужащему следует подать заявление в структурное подразделение уполномоченного органа, к которому приложить
необходимые документы.

Из указанных положений нормативных правовых актов следует, что
условиями обеспечения военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту и членов их семей, служебными жилыми помещениями по месту прохождения военной службы является их необеспеченность жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте и подача заявления о желании реализовать указанную социальную гарантию.

Таким образом, военнослужащий, обратившийся в установленном порядке, с рапортом о включении себя и членов семьи в список на предоставлении служебных жилых помещений, и не имеющий по месту прохождения военной службы в пользовании жилых помещений,  по своему статусу и жилищным условиям соответствовует требованиям, установленным ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и имеет право на обеспечение служебным жилым помещением.

Особое внимание, следует обратить на случаи, когда военнослужащих либо членов семьи исключают из списка нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений.

Конституционный Суд Российской Федерации в своём постановлении от 14 января 2016 г. № 1-П обратил внимание на необходимость соблюдения вытекающих из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 1, ст. 2, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ч. 1 ст. 19, чч. 2, 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации принципов поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем, чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы

Смотрите также:  Алименты Крым Украина

Следовательно, принятие уполномоченным жилищным органом  решения об исключении военнослужащего или членов его семьи из списка, нуждающихся в служебном жилом помещении по месту службы без установления каких-либо ранее не известных органам военного управления сведений, имеющих существенное значение для иной оценки жилищных прав военнослужащего, фактически дезавуирует ранее совершённые органами военного управления действия по признанию их соответствующим требованиям, установленным ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», что противоречит указанным выше нормам закона и Инструкции.

Таким образом, при правильном подходе и в зависимости от ситуации, возможно признать военнослужащего и членов его семьи, ранее имевших регистрацию у родственников, нуждающимися в предоставлении служенных жилых помещений.

Кроме этого, после осуществления определенных действий, возможно достичь положительного результата в вопросе принятия на соответствующий учёт, военнослужащих и членов их семей, имеющих регистрацию у родственников.